Дорогие друзья, испытания профессионального конкурса подошли к своему завершению. Результаты станут известны уже на следующей неделе. В ожидании новостей мы продолжаем представлять участников Всероссийского конкурса читателям «Рабочего». Знакомьтесь - Оксана Сергеевна Белянина, педагог дополнительного образования в Детском доме творчества с четырехлетним стажем работы.
Оксана Сергеевна реализует программы художественной и технической направленности. Она создала программу «Изометрия», рассчитанную на подростков 13-15 лет. Цель программы — развить у учащихся техническое мышление, пространственное восприятие и навыки работы с техникой посредством графических изображений.
Как сообщила педагог, умение создавать точные и информативные изображения — будь то вручную выполненные чертежи или цифровые модели — является основой многих востребованных профессий, таких как архитекторы, строители и картографы. Поэтому основная задача программы «Изометрия» — обучить детей читать чертежи, создавая визуализации и организуя знакомства с различными профессиями. В программе гармонично сочетаются инструменты ручного исполнения и цифровые методы моделирования.
«В моей программе практика занимает 80% времени. Один из основных эффективных методов — работа на специализированных чертёжных досках. Несмотря на повсеместную цифровизацию, именно такая деятельность помогает ученикам думать, соблюдать чёткие правила и воспринимать информацию более наглядно», — поделилась педагог.
В своей работе Оксана Сергеевна активно использует объемные формы и разнообразные упражнения, что позволяет лучше представить объекты. Ученики также знакомятся с едиными стандартами конструкторской документации и работают с материалами из учебников по черчению, применяемыми в программе «Изометрия».
Эффективные практические задания тесно связаны с трехмерным моделированием в программе «Компас 3D». Здесь активно используется работа в парах, например, когда ученики анализируют чертежи друг друга. Развитие коммуникативных навыков и самоорганизации — важная составляющая программы.
«Каждый ребёнок обладает техническими способностями, однако мы начинаем с основ. Важно создать условия, чтобы дети смогли увидеть собственные достижения. Поэтому я периодически провожу презентации и мастер-классы для начинающих. Быстрый результат особенно важен для современного поколения, после чего можно постепенно увеличивать сложность задач», — объясняет педагог.
Для Оксаны Сергеевны фигуры, цвета, образы и конструкции — это способ сделать жизнь более яркой и осязаемой. Она своим энтузиазмом привлекает детей, и у каждого из тех, кто приходит в класс, возникает желание остаться и дослушать урок. С удовольствием она показывает своим ученикам как черчение связано с их жизнями. Смартфоны, мебель и другие объекты, окружающие их, они смогут создавать в будущем.
«Пока программа «Изометрия» не адаптирована для детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако в прошлом году был один случай с особенным ребёнком, когда для достижения результата потребовалось немного больше индивидуального внимания и моей поддержки. Я привлекла некоторых ребят для наставничества. Бывают случаи с ребятишками, оказавшимися в непростой жизненной ситуации, поэтому я применяю арт-терапию, использую методы релаксации и соответствующие коммуникативные техники», — рассказывает Оксана Сергеевна.
Педагог отмечает достигнутый результат: 72% учеников осваивают программу на высоком уровне и выше среднего уровня. Она считает программу сложной, поскольку современным детям бывает непросто сосредоточиться на такой деятельности. В 2023 году Оксана Сергеевна организовала интерактивную площадку на региональном форуме дополнительного образования, которую посетили более 200 человек.
Ключевым результатом программы является профессиональное самоопределение учеников. Некоторые из них поступили в инженерные классы гимназии, а семеро планируют продолжить обучение по инженерно-техническим направлениям в университете или колледже.
В обучении также используется конструктор для сборки объемных деталей, чтобы дополнить программу различными техническими упражнениями. Это позволяет учащимся собрать модели по заданию, а также выполнять чертежи по готовой модели. Все приобретённые навыки приведут к их дальнейшему профессиональному росту. И они смогут презентовать свою работу работодателю или в ВУЗах.
Не каждый ребёнок, выбравший программу «Изометрия», связывает своё будущее с архитектурными и строительными специальностями. И, как подчеркнула педагог, это тоже результат. Полученные знания пригодятся тем, кто мечтает конструировать самолеты, заняться кораблестроением, управлением качеством, управлением в технических сферах. Также она собирает информацию о работодателях, факультетах в данной направленности. Планирует организовывать экскурсии и знакомства.
«Наш мир развивается, изменяется каждый день, но правила единой конструкторской документации всегда будут актуальны. Нам всегда будут нужны профессии технического направления и хорошие специалисты в инженерных и технических областях», - подытожила Ольга Сергеевна.